Название: Марс Оригинальное название: Марс Год
выхода: 2004 Жанр: Комедия, мелодрама Режиссер: Анна
Меликян В ролях: Юрий (Гоша) Куценко, Нана Кикнадзе, Артур
Смольянинов, Евгения Добровольская, Елена Морозова, Александра
Березовец-Скачкова, Надежда Каменькович, Яна Есипович, Александр Ильин,
Гали Абайдулов, Нина Белослутцева, Владимир Кремена, Светлана
Садковская, Андрей Батуханов О фильме: Каждый
человек пытается убежать в поисках лучшей жизни, убежать от людей,
которые тебя окружают, от среды, в которой живешь и в конечном итоге от
себя. Известный и непобедимый боксер Борис так и сделал - просто сел в
поезд в неведомом ему направлении. Проснувшись рано утром, он видит в
рассветной дымке неоновые буквы "МАРС" - название станции и городка, все
жители которого работают на фабрике мягких игрушек. Борис проведет в
городе всего лишь сутки, но они навсегда изменят жизнь его обитателей... Награды •
Специальный приз жюри за оригинальную режиссуру и Приз гильдии
кинопродюсеров на КФ Киношок (Анапа, 2005 г.) • Специальное
упоминание жюри "За умение отразить реальность при помощи волшебства
изображения" на МКФ фильмов восточной Европы "go East" (Висбаден, 2005
г.)
Полнометражный дебют
сценаристки и постановщицы Анны Меликян, выпускницы вгиковской
мастерской Сергея Соловьёва и Валерия Рубинчика, мог бы стать
действительно интересным и необычным фильмом, если бы его молодая
создательница хорошо чувствовала кинематографический ритм, а также
соразмерность выдуманного и реального. Ведь довольно трудно соблюсти
художественное равновесие при странном сочетании на экране грёз и
фантазий, романтических желаний и мелодраматических поступков,
абсурдно-юмористических и трагикомических мотивов повествования о жизни
некоего провинциального городка с названием Маркс, где буква «к»
отсутствует на вывеске над зданием железнодорожного вокзала, так что
проезжающие вполне готовы подумать, что уже попали на Марс. В общем,
простенькая шутка, которая лучше была бы оценена в первые годы
перестройки, потом развита в целой серии «марксистских» образов,
возможно, забавных по своей сути, но представляющихся всё-таки
надуманными, как буквально реализованная метафора. То же самое следует
сказать и про идею превращения окружающего мира в своеобразную
игрушечную среду лишь на том основании, что в городке имеется фабрика
мягких игрушек, где с работниками расплачиваются по «натуральному
принципу» — всевозможными зверюшками, которых ещё надо кому-то продать,
что и делают занимательно выглядящие с подобным товаром обыватели,
атакуя проходящие поезда. Пожалуй, и это было свойственно нашей
«свихнувшейся действительности» несколько лет назад, а теперь кажется
словно притянутым за уши, как и вообще существование обособленной, как
бы вневременной и чуть ли не инопланетной территории, где всё немного
смещёно в сторону и даже сдвинуто по фазе. Разумеется, при просмотре
«Марса» вспоминаются, прежде всего, «Парад планет» и «Город Зеро»,
несмотря на различность их эстетических посылов. Лента Анны Меликян
застряла где-то посередине между иносказательной притчей Вадима
Абдрашитова и социальным трагифарсом Карена Шахназарова. Однако она
скатывается от порой язвительно-сатирического воплощения «новой
реальности» (наиболее хлёсткими и остроумными оказались откровения
любвеобильной официантки Людмилы, мечтающей встретиться в Кремле с
президентом Путиным) к более привычной мелодраматической комедийности в
духе «Шика» Бахтиёра Худойназарова. Там тоже действие происходило где-то
на юге у моря, откуда молодые герои почему-то мечтали непременно и
любой ценой вырваться в роскошный и гламурный мир далеко за пределами их
якобы провинциального бытия. Но парадокс заключается в том, что за
скучную и беспросветную жизнь в захолустье выдаётся и в «Шике», и в
«Марсе» вполне жизнерадостная и праздничная атмосфера пребывания людей в
местах, где тепло и красиво, по-своему увлекательно и экзотично —
особенно для тех, кто живёт на Урале, как, например, в «Играх
мотыльков». Искусственность, фальшивость надежд и разочарований многих
персонажей (начиная от случайно попавшего в городок Маркс известного
столичного боксёра Бориса и заканчивая скромной молодой библиотекаршей
Гретой, которая моментально кинулась в объятия этого гостя с мужской
харизмой, чтобы затем необъяснимо покончить с собой) — отнюдь не в том,
что подобного вообще не может быть, а всё-таки в иллюзорности контекста.
Для миллионов жителей вдали от южных территорий данный уголок покажется
почти что раем! Обиднее же всего, что кинодебютантке не хватает
профессионализма, грубо говоря — элементарной правки: и сценария, и
отснятого материала. Кстати, в одном из эпизодов на улицах городка можно
заметить, что на стендах Горсправки отсутствует в ряде случаев уже
буква «с» — и получилась некая Горправка. Вот это как раз пригодилось бы
Меликян, которая на пресс-конференции знаменательно проговорилась, что
её первоначальный сценарий мог бы при реализации растянуться, по
подсчётам более опытного второго режиссёра, на целых четыре часа.
Отечественные постановщики по-прежнему не в ладах с кинематографическим
временем и не ведают истинную цену экранных минут.
К "Марс" пока нет комментариев, но Вы можете стать первым, кто его оставит!
Всего мнений: 0
Ищу на сайте
Случайный анекдот
После операции: - Доктор, это вы мне голову после авиакатастрофы пришивали? - Я. Есть претензии к качеству шва? - Нет, доктор, шов хороший, но это не моя голова...